Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР МБДОУ «Детский сад № 37» определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе компенсированной направленности для детей с ТНР Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» и отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, особых образовательных потребностей, связанных с ТНР, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами в сфере образования.
Программа реализует основополагающие функции дошкольного образования:
- обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Программа обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала. Учитывает особые образовательные потребности воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Содержание Адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 37» обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Программа ориентирована:
• на детей с 5 лет до 7 лет;
• срок реализации программы – 2 года.
Возрастные категории детей:
5-6 лет - старшая группа;
6-7 лет - подготовительная к школе группа.
Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный N 72149) (далее – ФАОП ДО).
Ссылка на ФАОП ДО: www.detcad37.edusite.ru/p246aa1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана на основе парциальной образовательной программы:
• В области «Социально-коммуникативное развитие»:
• Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:, 2019 г.;
• «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических
занятий для дошкольников 5-6 лет/Н.Ю.Куражева(и др.); под.ред. Н.Ю. Куражевой.-СПб.: Речь, 2016 г.;
• «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических
занятий для дошкольников 6-7 лет. «Приключения будущих первоклассников»/Н.Ю.Куражева(и др.); под ред.Н.Ю. Куражевой.-СПб.:речь,2016 г.;
В области «Познавательное развитие» - формирование математических представлений:
• Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка». Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (для детей 3-7 лет). – М., Просвещение, 2021 г.
В области «Художественно – эстетическое развитие» - конструктивная деятельность:
• Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД «Цветной мир», 2018.
В областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»:
• Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.
Адаптация детей к ДОУ (ранний возраст):
• Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
В МБДОУ «Детский сад № 37» с детьми работают следующие специалисты: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
В ДОО созданы условия для пребывания комфортного пребывания детей и реализации Программы.
В МБДОУ «Детский сад № 37» для детей группы комбинированной направленности имеются следующие помещения:
- 1 групповое помещение со спальней и раздевальной комнатой;
- музыкальный зал,
- кабинет учителя – логопеда,
- кабинет педагога-психолога,
- методический кабинет,
На территории ДОО расположены:
- прогулочный участок,
- большая малая спортивные площадки,
- большая и малая альпийские горки,
- метеоплощадка,
- экологическая тропа,
- огород, цветники.
Программой предусмотрено взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам воспитания и развития дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Главные цели взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников дошкольного возраста:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение целей осуществляется через решение основных задач:
- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; - способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Основные направления и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся:
- диагностико-аналитическое: анкетирование, социальные опросы, Дни открытых дверей;
- просветительское и консультационное: родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы, информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки, сайт ДОО, и социальная группа в сети Интернет;
- совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся: помощь в организации РППС групп и образовательных мероприятий, разработка и реализация образовательных проектов ДОО, выставки семейного творчества; фотовыставки, акции.